Классификация стальных канатов
Стальные канаты – сложный и ответственный вид проволочных изделий. Они различаются формой поперечного сечения как самого каната, так и его составных элементов, обладают различными физико-механическими характеристиками сердечников и проволоки. Назначение стальных канатов – передача нагрузки при работе подъёмо-транспортных механизмов, грузоподъёмной техники, узлов и агрегатов промышленного оборудования. С помощью канатов обеспечивается крепление перекрытий зданий и сооружений, отдельных элементов мостовых конструкций
Виды стальных канатов
Существует свыше ста разновидностей стальных канатов. Для того, чтобы уметь ориентироваться в ассортименте, необходимо знать конструкцию и классификацию стальных канатов. В зависимости от количества плетений канаты подразделяются на одинарные, двойной и тройной свивки. Важную роль играет материал сердечника. Сердечник повышает износостойкость, увеличивает гибкость и прочность изделия. Для канатов, работающих в нормальных температурных условиях, в качестве сердечника используют пеньку. Назначение органического сердечника в стальном канате – создание упругой основы для внешних прядей. Также он служит «аккумулятором» смазки, предотвращая интенсивный износ троса.
Классификация стальных канатов выполняется по следующим критериям:
-
Типу свивки прядей. Канаты подразделяются на точечные (ТК), линейные (ЛК), точечно-линейные при одинаковом диаметре (ЛК-О), линейные при разном диаметре прядей (ЛК-Р), линейные с разными и одинаковыми диаметрами (ЛК-РО), точечно-линейные (ТЛК);
-
Способу свивки. Раскручивающиеся канаты не сохраняют положение проволоки после снятия вязок, положение проволоки у нераскручивающихся канатов остаётся неизменным;
-
Степени уравновешенности;
-
Механическим свойствам;
-
Покрытию поверхности проволоки;
-
Направлению плетения. Плетение канатов может быть крестовым и комбинированным. Комбинированное плетение отличается наличием в канате левой и правой свивок одновременно;
-
Степени крутимости. Канаты бывают крутящимися, т.е. имеющими одинаковое направление свивки всех прядей по слоям, и малокрутящимися, отличающиеся противоположным направлением свивки.
-
По точности изготовления. Промышленность выпускает канаты нормальной точности, повышенной, а также с жёсткими предельными отклонениями по диаметру.
По назначению стальные канаты подразделяются на грузолюдные и грузовые.
Разница между стальными тросами и стальными канатами
Определения «канат» и «трос» считаются синонимами и относятся к идентичной продукции. Стальные канаты подлежат обязательной сертификации, попадая под требования общего классификатора продукции ОКП 12 5000. Их условия эксплуатации подразумевают повышенные требования к безопасности и контролю качества.
Тросы относятся к изделиям из металла повышенной ответственности. Процедура обязательной сертификации соответствия сложнее и требовательнее, чем обычная схема добровольной сертификации других крепёжных изделий. Образцы должны проходить обязательные испытания в аккредитованных лабораториях.
В различных отраслях промышленности и производства используются разные термины. Чёткой границы между стальными тросами и стальными канатами не существует.
Классификация стальных тросов
Признаков классификации стальных тросов более десяти. Основные из них:
-
тип и вид свивки прядей;
-
форма поперечного сечения;
-
степень крутимости;
-
материал сердечника;
-
точность изготовления;
-
назначение.
Стальные тросы должны изготавливаться в соответствие с требованиями государственного стандарта ГОСТ 2172-80, а также соответствовать утверждённым техническим регламентам. При производстве используются сорта углеродистой стали и высоколегированные коррозионностойкие проволоки.
Пряди не должны иметь заломов, выступающих кромок, оборванных концов, а также вмятин, ржавчины, срезанных или сплющенных участков. Проволоки соединяются электросваркой стыковым способом. В тросах повышенного качества допускается не более одного соединения на каждые 10 м длины, а в изделиях нормального качества – не более одного соединения на 5 м.
Причины и виды деформаций стальных канатов
Часто грузонапряжённые элементы выходят из строя по причине усталости металла. Именно поэтому стальные тросы и канаты, особенно входящие в состав грузозахватных приспособлений, подлежат регулярному периодическому осмотру. Причиной повреждения каната может стать нарушение условий хранения, агрессивная среда, высокая влажность воздуха. Металл может деформироваться и вследствие чрезмерной нагрузки, существенно превышающей допустимые пределы.
Выделяют следующие разновидности износов стальных тросов и канатов:
-
«Штопор». Представляет собой неравномерное растяжение проволоки и проявляется в местах зажимов;
-
«Фонарь». Повреждение характерно для многослойных канатов. Возникает вследствие воздействия высокой нагрузки на сердечник;
-
Петлеобразный выход. Проявляется при «масляном голодании»;
-
Разрыхление проволоки. Дефект характеризуется сменой положения плетёной конструкции и нарушением верхнего слоя прядей;
-
Раздавливание. Наиболее распространённый дефект. Возникает из-за нарушения правил эксплуатации.
Браковка стального каната производится при наличии загибов, уменьшении диаметра, деформации вследствие воздействия высоких температур или мощного электрического разряда. При наличии очагов коррозии на отдельных участках в первую очередь определяется и устраняется причина их возникновения. Только после этого делается вывод о возможности дальнейшей эксплуатации троса или каната.
По статистике, выше 70% аварий на производственных и промышленных объектах, связанных с грузоподъёмными машинами и механизмами, случаются именно из-за повреждения несущих тросов. Именно по этой причине своевременному осмотру и предупреждению неисправностей должно уделяться самое пристальное внимание.